karasyatnik: (Default)
[personal profile] karasyatnik
Несколько скомкано написано и картинки не совсем к месту, но смысла текста это не меняет. За наводку спасибо френду [livejournal.com profile] beweniarosomaxa



У меня вообще-то настроение неписучее. Ну не хочется ничего писать, бывает такое. И на графоманию меня в основном заводит раздражение — вижу какую-нибудь бяку, хочется в неё кинуть калом.

--------------------------------------------

Вот к примеру — в очередной раз увидел что-то про «русский менталитет». Который у нас то ли хороший, то ли плохой, но решительно не позволяет нам жить «по-человечески».

Я слово «менталитет» ненавижу — тихо, но люто. И когда его слышу, с удовольствием схватился бы не то что за пистолет, а за ядрёну бонбу, шоб повыжгло.

Вы спросите — с чего это вдруг я так взъелся? А вот чего.

Наша замечательная интеллигенция, как известно, живёт с интеллектуальной фарцовки — то есть читает английские книжки, их переписывает и продаёт глупому населению и не менее глупому начальству с трёхсотпроцентной наценкой. «Менталитет» в русском значении этого слова — это типичный пример недобросовестной идейной контрабанды. О чём ниже.



На просвещённом западе «менталитет» появился в трудах Эмерсона, в значении modus cogitationis communis: способ мышления, свойственный не отдельному человеку, а группе людей, в их повседневном существовании. То есть ментальность — совокупность привычных идей, реакций, верований, предрассудков, и всего такого прочего, свойственных какой-то общине, социальной страте, классу, национальному меньшинству и так далее.

Дальше понятие стало потихоньку использоваться в разных целях, и после школы «Анналов», с одной стороны, и всяких неоантропологов, типа Леви-Брюля, с другой, окончательно прописалось в гуманитарке. Впрочем, насколько я понимаю, на Западе более популярно слово-синоним «ментальность». В дальнейшем, говорят о «правильном западном» подходе, я буду использовать именно это слово, а «металитет» оставлю за отечественной интерпретацией.

Итак. Понятие «ментальности» — в значении modus cogitationis communis — имеет встроенные ограничения. Без учёта которых его использовать нельзя. Категорически.

Прежде всего, «ментальность» всегда относится к какому-то времени. Можно говорить о «ментальности французского крестьянина XVI века», но нельзя говорить о «ментальности французского крестьянина» вообще. Потому что ментальность сегодня одна, а завтра другая.




Далее, ментальность бывает групповой (communis), но не всеобщей (universus). Последней не существует в природе. Ментальность крестьянина и феодала — разные ментальности. Исключения бывают для очень особых случаев — например, сильно запрессованные нацменьшинства обладают некоторой общей ментальностью, которую можно считать «ментальностью народа вобоще». Но это связано с тем, что они, как правило, запрессованы не куда-нибудь, а в определённую страту или класс. И то.

Наконец, самое тонкое, хотя и очень важное. Ментальность — категория скорее описательная, чем объяснительная. То есть: сказать, что такие-то и такие-то исторические обстоятельства определили ментальность итальянского горожанина XV века можно. А вот говорить, что менталитет итальянского горожанина XV века предопределили такие-то и такие-то исторические события, можно только с бааальщими оговорками. Лучше говорить — «ментальность сыграла роль», и надо ещё специально доказать, что она действительно эту роль сыграла. Потому как есть опасность объяснять «ментальностью» всё вообще, а этого тщательно избегают.

В России же «ментальность» не в чести, зато все болтают про «менталитет». Как правило — про «менталитет русского народа».

Свойства этого самого «менталитета» такие. Во-первых, он един и тотален — то есть позволительны и даже желательны рассуждения о русском менталитете in toto. Даже тот факт, что «менталитет» начальства и подвластных сильно отличается, игнорируется. Нет, он демонстративно отрицается — поскольку постулируется это самое единство менталитета. «Всякий русский раб, став начальником, будет вести себя как хам и падла, потому что это у него в культурной памяти, в генах».

Далее, менталитет не знает никаких границ во времени. Считается, что он един на протяжении всей русской истории. Те, кто это отрицает, начинают ломать саму русскую историю, выделяя какую-то её часть в «нерусскую». Типа — «до 988 года русских не было, но Святое Крещение раз и навсегда сформировало уникальную русскую православную ментальность». Или наоборот — «после разрушения Новгорода дух гордых русичей был уничтожен, и восторжествовала ордынско-холопско-имперская ментальность». Тут уж кому чего. Но суть одна — «ментальность» неизменна, как раз схватилось — так и покатилось. Из колеи не выпрягнешь, разве что перестав быть русским вообще.




И, наконец, «ментальность» — слово всеобъясняющее. Сама она взялась непонятно откуда («Крещение» или «ордынское иго» — это так, этикетки), но вот предопределяет она решительно всё. Особенно сейчас и особенно плохое. Кто насрал в подъезде? — русская ментальность насрала. Кто «Булаву» в сотый раз на старте накернил? — русская ментальность криворукожопая постаралась. Кто в футбол играть никак не научится? — русская, опять же, ментальность, будь она неладна. «Такая у нас душа».

Так вот, братцы. Вас обманули. Под видом почтенного западного бренда вам продают кислую овчину. Правда, тоже ненашенской выделки — но очень уж старую и полинялую.

А именно: английским словом прикрыто не особо принятое в наше просвещённое время понятие «народный дух». Которое в Россию пришло в восемнадцатом веке от немцев — конкретно от Гёрдера — через злонамеренно прочитанного Гегеля.

Понятие это не столько философское, сколько пропагандистское. Смысл его в том, чтобы обосновать всякие глобальные суждения о судьбах того или иного народа. Причём именно в те моменты, когда народ проходит глобальное переформатирование.

Появился «народный дух» и стал востребован в период, когда немцы сильно менялись (точнее, когда их сильно меняли). А именно — когда из бестолкового, неаккуратного и недружного промеж собой народа стали делать слаженную боевую машину. Поскольку изменения ментальности планировались глобальные и быстрые, это надо было как-то обосновать. Тут пригодилась та идея, что эти крутые изменения «на самом-то деле» были всего лишь «раскрытием глубины народного духа», который внутри себя всегда был таков, но лишь теперь, достигнув определённой ступени развития, самораскрылся. Типа — не волнуйтесь, ребята, вы не меняетесь, вы взрослеете, всё идёт по предначертанному в веках плану Абсолютного Духа.

В России «народный дух» тоже использовался в пропагандистских целях, но других. С русским национализмом боролись абсолютно все, а поэтому ничего хорошего русским не приписывали и в глубинах не усматривали. В лучшем случае в русском духе находили что-нибудь вроде бы лестное, но по сути для русских вредное. В результате получалось что-нибудь типа — «ты, Ванюшка, молодец, хорошо работАешь, царя любишь, в церкву православную ходишь исправненько, а в остальном как дитя малое» (консервативная публицистика). Или наоборот — «ты ведь, Петюня, царя убить хочешь, церкву да попов пожечь, а сам ты есть природный социалист» (публицистика революционная). В каждом случае, разумеется, ссылки шли на «глубины духа», потому что такие заходы можно обосновать только чем-то принципиально непроверяемым.

Нынешний же «менталитет» — это и вовсе мерзотина. Им обосновывают и оправдывают любую гадость, и ему же самому любую гадость приписывают. Универсальная отмазка и универсальная замазка. И чрезвычайно удобный повод для хамства «под маской аналитической».

Сказанное не означает, что никакого «русского духа» вообще нет и говорить о нём бессмысленно. Бозон Хиггса тоже никто не видел, а эвон сколько бабла откатили на его изучение. Но ведь не случайно любители слова «менталитет» используют именно его. Потому что если рассуждать о духе, то три четверти поводов для хамства в адрес русских отпадает, а с оставшейся четвертью можно спорить более-менее рационально. Или, наоборот, не спорить, по очевидной непричастности к русскому духу основных доставальщиков.

А тут — «такая, понимаешь, удобная загогулина».

Date: 2010-06-29 01:46 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Это ты к чему с утра по раньше? Вроде еще не наливали? Выводов опять нет. Куда бежать, кого стрелять. Типа, мы все умыслы раскрыли, а вы теперича сами тут давайте. Это что же за философия такая? Марксизьм?))

Date: 2010-06-29 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Вообще-то, уже - обед.
А то, что выводов нет, так не я писал, не ко мне претензии.
Есть верный вектор рассуждения, который, как минимум, для человека мыслящего, обозначает русофобский штамп. Это уже - неплохо, я считаю.
"Марксизьм?))"
Сам-то понял, в чём связь?о_О

Date: 2010-06-29 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Про Марксизм - это юмор такой. Настроение хорошее. Мысли правильные человек начал разворачивать, но вот почему такое обрывочное мышление все время? Так и приучаемся здравый смысл распылять. Ты бы хоть выводы сделал.

Date: 2010-06-29 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Я их давно сделал. Озвучивать только не тороплюсь, да и некогда. Не вижу трудности сделать выводы с написанного самостоятельно, для думающего человека, к том же.

Date: 2010-06-29 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Вот так все выводы и опускают, в результате начинается недопонимание, путаница. А потом беспорядки и так далее.

Date: 2010-06-29 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Кстати, да! Спасибо, что напомнил. давно хотел тебе это сказать про весь твой тэг "демагогия". Ты уж, это... Сделай чё-нить, а?! А-то, ведь, к безпорядкам приведёшь...

Date: 2010-06-29 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
О Боги, что там не так? Опять переворот в отдельно взятой стране?

Date: 2010-06-29 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Ничё! Настроение сегодня не очень... Так что... Бойся, о "Чёрное Письмо".)

Date: 2010-06-29 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Это у тебя лирическое настроение. Пиши песню. Я вот четвертую все никак не сверстаю.

Date: 2010-06-29 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Каку таку песню?о_О Вчера написал. Я их не шибко часто пишу. По вдохновению только...

Date: 2010-06-29 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Ты мне уже не рискуешь показывать.

Date: 2010-06-29 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Это ты прикололся так, что ли? У меня в журнале висит вчерашним днём. С тэгом "Авторская песня". Хотя, если ты френдленту как-то хитро настроил, тогда не знаю...

Date: 2010-06-29 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Я твой журнал отдельно смотрю. В этой ленте и пропустить не долго чего. Как это я пропустил такое дело? А вот нашел, странно, что я этих записей не увидел.

Date: 2010-06-29 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
МожетЬ, C2H5OH, всё же помешал?)

Date: 2010-06-29 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Нет, это мне кто-то глаза отводил или твои карасики, разбросанные по журналу. Их разглядывать начинаешь. Ну, в общем и не страшно. Все равно нужно было тебя спросить.

Date: 2010-06-29 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Поставь у себя в настройках "показывать всё в моём стиле" (или как-то так...) и не будут рыбки с лисиками мешать.)

Date: 2010-06-29 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
С этими настройками лучше не связываться без особых причин. Мало ли что.

Date: 2010-06-29 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Вообще ни с какими настройками ничего никогда не нужно связываться!
И правда, а мало ли что?)

Date: 2010-06-29 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Да. Ты прав, нужно быть очень осторожным, ведь ми так хрупок, так уязвим.

Date: 2010-06-29 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
"В этой ленте и пропустить не долго чего."
Грамотно настроенные фильтры - решают вопрос кардинально.)

Date: 2010-06-29 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] blackpost.livejournal.com
Это так, но я еще не все освоил.

Date: 2010-06-29 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Ну, осваивай...
(deleted comment)

Date: 2010-06-30 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Сумбурно, ага. Авторский стиль хромает. Но дело он делает нужное! Развенчивать мифы, штампы и прочую хрень русофобскую нужно обязательно. Правда, лучше, чем это делает [livejournal.com profile] _darkus_ не встречал пока... Хотя, как он сказал, у него сейчас в этом плане отпуск творческий.

Profile

karasyatnik: (Default)
karasyatnik

May 2022

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718 192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 8th, 2025 06:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios