karasyatnik: (Маленький я)
[personal profile] karasyatnik
Результаты опроса подтвердили мои самые нехорошие предчувствия. Люди используют слово "шансон", абсолютно по-разному представляя себе его смысл. Вообще, считать термином что-то, относительно чего нет относительно устойчивого объяснения, мне не видится правильным. Какой смысл употреблять слово, которое все понимают по-разному?
То, что отношение в большей степени негативное, заставляет думать, что со словом всё ещё сложнее, чем я думал обстоит...
Первые три пункта я специально поставил, как почерпнутые из бесед стереотипы. Собственно, никакого смысла второй и третий не несут, посему можно считать, что люди просто выразили негативное отношение и обозначили, что не понимают о чём речь. Это странно. Как можно относиться к чему-то негативно, не понимая,, о чём речь? С первым интереснее... Я долго думал, почему именно "тюрьма и зона", если любой беглый анализ например "радио шансон" не подтверждает превалирования зоновской тематики. Смея считать, что разбираюсь во всех жанрах, которые крутят на "радио шансон", могу заметить, что зоновская тематика имеется только в паре поджанров в явном виде. Это - старый классический блатняк и новодел блатняка, аля "бутырки" и "воровайки". Первое на "радио шансон" крутят очень редко, второе не покрывает четверти репертуара. И это делает вопрос совсем непонятным. Очень часто можно услышать-прочитать объяснения, что "в стране каждый второй сидел, сидит или будет сидеть"(с). Мол, именно поэтому популярно нечто зоновской тематики, которое, по словам заявляющих, называется словом "шансон". Опять же, странно... Сколько я знавал уголовников, особой популярностью у них песни зоновской тематики не пользовались. То есть, она не превалировала явно. Больше они слушали откровенную попсу. Кроме того, особливо злобно шипят на песни зоновской тематики вовсе не благопристойные обывалы и прочие законопослушные представители "ликтарата"(тм), а всякая разная протестная публика, которая сама вокруг уголовных статей круги нарезает. Разве это не странно?
С седьмым и восьмым пунктом всё понятнее, да и ближе они по смыслу к определению "вики". Не то, чтобы я был согласен с данной формулировкой полностью, но она видится мне куда разумнее, чем первая. Однако, как показал опрос, смысл "вики" и седьмого с восьмым пунктом размывается первыми тремя позициями.
Словом, загадок тут оказалось больше, чем отгадок.... Я попробую, привычно, попытаться не употреблять это слово, просто. Употребление слов, не имеющих общепонятного значения как бы не красит мыслящего человека, я считаю...
Впредь музыку буду выкладывать с заголовками, отличными от "мерзости шансона".

Date: 2011-11-21 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] sintezator-3.livejournal.com
Вот -ШАНСОН.
И не заморачивайся.)

Date: 2011-11-21 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Ага. Песня. Кстати, навскидку первая параллель провелась с Пугачихой.)

Date: 2011-11-21 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] sintezator-3.livejournal.com
да, у Пугачевой есть схожий широкий распев во всю глотку , что-то там из старых песен, когда она еще женщиной была._) "которая поет".

Date: 2011-11-21 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Думаю, отсюда понятно, где же именно Пугачёва это почерпнула...

Date: 2011-11-21 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] xtrabass.livejournal.com
Насчет блотняка. Его обычно слушают мальчики нуждающиеся в самоутверждении. А потом вырастают и продолжают слушать, оставаясь, в сущности, теми же мальчиками.
ИМХО.

Date: 2011-11-21 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
А каким образом подобные песни могут помочь с самоутверждением? И, например, отчего не использовать для самоутверждения "Дойчен зольдатен, унд дойчен официрен! Марширен, марширен, нихт капитулирен!" или "Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"!", например?

Date: 2011-11-21 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] xtrabass.livejournal.com
Никак не поможет, это заблуждение. Точно так же мальчики слушают генста рэп насмотревшись на крутых нигеров, хард под впечатлением от рокеров и т.д. Влияние стереотипного образа. Дойчан солдатен, кстати, некоторыми используется. А вот Варяг... как то ушел на переферию восприятия, не актуален виде-то ли, это же не круто героизм русских моряков, другое дело вермахт или французкий легион. А те, кто понимает абсурдность этой логики не пытаются самоутвердиться через музыку.
Лбители музыки деляться на две категории в выборе репертуара. Одни слушают то что нравится, а другим нравится то что слушают в силу каких-то причин (субкультура, самоутверждение и пр.) А чо, наследовать реального человека не интересно, да и где они те, кого хотелось бы наследовать? Их единицы, а там где они есть блотняк, как-то, не уживается. Зато есть масса псевдо-кумиров, тех же неуверенных в себе мальчиков, которые выросли, и по каким-то причинам не изменили свои взгляды на жизнь, да и жизнь, почему-то не втоптала их в грязь, вот и корчат из себя крутых. И невдомек их наследователям, что это показуха.

Date: 2011-11-21 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Вот, если мы под словом "блатняк" понимаем одно и то же, то я подтверждений твоим словам не знаю. То есть, если только они есть среди нынешней молодёжи...
Но, считать за "блатняк" новодел, а ля "воровайки" я не могу, поскольку это - обычный коньюктурный закос, стилизация.
Поэтому, тут мне без примеров не понять, о чём речь. Без примеров песен и их фанатов.
Старый "блатняк" слушался не по коньюктуре, а против неё.

Date: 2011-11-21 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] xtrabass.livejournal.com
Воровайки это то же самое, что и РНБ от ганста рэпа. Вроди и приблежает к тем кругам, но, я не такой, я нормален, но, типа зубы у меня тоже есть))
А старый блотняк это иное, но, ведь и время другое было. В 90 вон, бытует мнение, что ты вообще, либо был бандитом либо унылым говном, за редким исключением. А кому хотелось быть унылым говном? Вот и преображались по средству блотняка из унылого говна в веселое.

Date: 2011-11-21 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Мне эти РНБ и гангсты ни о чём не говорят...(

Date: 2011-11-21 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] xtrabass.livejournal.com
концентрат и раствор, так понятнее.

Date: 2011-11-21 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] rusistka.livejournal.com
Сложилось, что "шансон" у нас путают именно с "тюремной" лирикой. Хотя это далеко не так.
К примеру, старая песня "Маруся отравилась" (классический русский шансон начала ХХ века) - это история несчастной любви без всякой тюремщины.
И даже первоначальный текст знаменитой "Мурки" не нёс в себе ничего уголовного.
Если тебе хорошо знакомо творчество Аркадия Северного или Константина Беляева, то большую часть исполняемых ими песен представляют именно бытовые жанровые песни из жизни одесситов, мужчин, женщин и т.д., даже военные песни.
И юмористические тоже.
Другое дело, что "то, что крутят по радио-шансон" действительно имеет место в подобный перехлёст.
Относительно "водительского шансона".
Если внимательно посмотреть, то попса (и шансоноподобная попса, о чём ниже) - это то, что навязывается "ликторату" (тм) централизованно, то настоящий шансон, как правило, регионален. Так, когда я в своё время часто (раз в две недели) ездила в командировки в Тверь (туда ездила автобусом или электричкой, а обратно - вместе с выполненным заказом на "газелтке" местного трансагентства), то водители чаще всего крутили кассеты с песнями Михаила Круга - своего земляка, который жил в Твери.
Новиков как автор сформировался в Екатеринбурге, Северный - в Одессе, были московские и питерские авторы-исполнители. При этом не надо путать шансон как таковой и стилизацию (классический пример стилизации - "Шаланды полные кефали" из фильма "Два бойца", также стилизацией является проект "Лесоповал", песни для которого сочинял профессиональный советский композитор Михаил Танич. Похоже на то, что много чего из "тюремного" шансона современного разлива также является стилизацией). При этом шансон имеет своё ярко выраженное региональное лицо - одесский шансон не спутать, например, с львовским, хотя оба города находятся в Украине.
Говорить об этом можно много, только ты, судя по всему, про это и без меня знаешь, а остальным такие тонкости - по барабану.

Date: 2011-11-21 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Ну, ты всё верно описала, собственно... На деле оно именно так и есть. Однако, опрос и комментарии показывают, что никому это всё "как есть" не нужно, а всё проще свести до уровня "чё-то про зону" или "чё-то гопническое". Ни разбираться, ни разделять эти люди не станут. Хотя, я, сознаюсь честно, точно так же не стану никогда разделять рэп на подвиды. Он для меня - музыкальная культура нигров и ничто больше. Но, там идёт отличие именно по ритмике, а в случае с "шансоном" об одном ритме речь идти не может, а смысловые наполнения могут быть критично разными.
Мне даже думать трудно, как бы охарактеризовали голосовавшие по трём первым пунктам Вертинского или П.Лещенко. И как бы поясняли, причём тут гопники или зона.)

Date: 2011-11-21 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] rusistka.livejournal.com
Я тут подумала и решила перепостить твой опрос - посмотреть, что по этому поводу думают мои читатели и чем они это аргументируют.

Date: 2011-11-21 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] karasyatnik.livejournal.com
Угу. Но, я думаю, общая картина так и окажется размазанной. Люди просто понимают под этим словом какие-то свои стереотипы. Причём, все по-разному.

Date: 2011-11-21 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] rusistka.livejournal.com
Да, ответили ещё 11 человек "от меня", а общая размазанность картинки (причём примерно в той же пропорции) сохраняется.
Посмотрим, что дальше будет.

Profile

karasyatnik: (Default)
karasyatnik

May 2022

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718 192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 1st, 2026 10:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios